ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИССИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ, ТРУДОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ
И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ ГРАЖДАН
Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел.: (495) 221-83-63, факс: (499) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru
_______________________________________________________________________________________________________
«13 » декабря 2012 г. № 4ОПК-2/______
Заместителю Председателя
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Л.И.ШВЕЦОВОЙ
Уважаемая Людмила Ивановна!
В Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан с просьбой поддержать поправки в законопроект «Об образовании в Российской Федерации обратились руководители некоммерческих общественных организаций, ассоциаций родителей детей - инвалидов и волонтёров, члены Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с нарушениями жизнедеятельности.
В частности, речь идет о поправках, в соответствии с которыми воспитанники интернатов для детей с умственной отсталостью системы социального обслуживания должны обучаться в образовательных организациях.
Эти организации работают с интернатами системы социального обслуживания для умственно отсталых детей и знают ситуацию изнутри. По имеющейся у них информации, воспитанники этих интернатов в большинстве регионов России не обучаются по образовательным программам коррекционных школ, так как учреждения соцзащиты, в соответствии с целями своей деятельности, не являются образовательными, а создаются для обеспечения, в основном, ухода и обслуживания. Кроме того, перенаселённость учреждений, влекущая нарушение установленных санитарных норм проживания детей, не позволяет выделить отдельные помещения для организации образовательного процесса по установленным в системе образования нормативам.
В Москве, где ситуация более благополучна по сравнению с другими регионами, интернаты соцзащиты лицензированы по собственной программе дополнительного образования, разработанной Департаментом социальной защиты населения г. Москвы. В то же время, занятия по этой программе не могут заменить детям обучение по специальным коррекционным образовательным программам, разработанным и утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
В последнее время, в соответствии с совместным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 апреля 2007 года «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование» начались позитивные подвижки в этом направлении. Интернаты социальной защиты, на основании указанного письма, стали заключать договоры с коррекционными образовательными учреждениями, вследствие чего многие воспитанники интернатов для умственно отсталых детей впервые пошли в настоящую школу.
Предложения общественных организаций в виде конкретных поправок в законопроект «Об образовании в Российской Федерации», как мне стало известно, рекомендовано отклонить. В то же время они стали бы важным шагом к открытости интернатов, позволили бы воспитанникам выйти из замкнутого пространства, расширить круг общения и содействовали их социальной адаптации.
Эта точка зрения изложена, в том числе, в открытом письме Министру труда и социальной защиты населения М.А.Топилину, подписанном 50 организациями, выступающими в защиту прав детей-инвалидов, проживающих в интернатах социального обслуживания, которое также было поддержано членами Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию институтов гражданского общества.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас поддержать поправки в законопроект «Об образовании в Российской Федерации» в части обучения воспитанников детских домов в образовательных учреждениях.
Поправки прилагаются.
С уважением,
председатель Комиссии Е.А.Тополева-Солдунова
Приложение 1.
В связи с предстоящим рассмотрением во втором чтении Государственной Думой ФС РФ законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» (Проект № 121965-6 во втором чтении от 14.12.2012
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&A8C29B8A6B004BCB43257AD4005CC1FC),
обращаемся к Вам с нижеследующими предложениями по внесению изменений в законопроект в части организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья - воспитанников стационарных организаций социального обслуживания.
Дополнить статью 79 (ранее ст. 84 в первом слушании) «Организация получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья» указанного законопроекта частью следующего содержания:
«13. Общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, осуществляется общеобразовательными организациями, в том числе организациями, реализующими основные общеобразовательные программы коррекционной направленности.
Указанная поправка «Организация получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья» указанного законопроекта, предусматривающая обучение воспитанников стационарных организаций социального обслуживания в образовательных организациях была также предложена депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, Г.А.Зюгановым, Ж.И. Алферов, И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, Т.В. Плетнёвой, Н.В. Разворотневым, М.Н. Берулабо, Р.Г. Гостевым, Н.В. Коломейцевым, Б.С.Кашиным, О.А.Куликовым, А.Е.Локтем, А.А. Кравцом, А.В. Ломакиным-Румянцевым.
Насколько нам известно, данная поправка была рекомендована Комитетом Государственной Думы по образованию к отклонению.