On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Внимание! Форум закрыт в связи с открытием сайта Координационного Совета http://invasovet.ru/

АвторСообщение
Клочко Елена, член КС, администратор форума


Сообщение: 41
Зарегистрирован: 26.12.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.11 12:06. Заголовок: Концепция полезной дневной занятости


Взгляд на смысл и содержание полезной дневной занятости людей трудоспособного возраста
с серьезными нарушениями умственного и психического развития в контексте их жизнеустройства


Концепция сформулирована
группой родителей взрослых инвалидов,
входящей в Межрегиональную общественную организацию
помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям
«ДОРОГА В МИР»

www.dorogavmir.ru
www.russia-speciallife.org

Отзывы и предложения
просьба направлять
координатору проектов МОО «Дорога в мир»
Светлане Бейлезон
e-mail: sveta_beilezon@mail.ru
Тел. 8 (905) 733 20 88

Как известно, на Западе с середины 20-го века движущей силой в утверждении положи-тельного образа детей-инвалидов и отстаивании конституционных прав людей с ментальной ин-валидностью стали их родители: именно они вместе со специалистами находили адекватные формы социализации инвалидов - детей и взрослых.
В настоящее время и в России многие родительские организации, а также родители, не входящие в подобные объединения, озабочены достойным будущим своих детей.
Особенно остро стоит вопрос о повышении качества жизни детей-инвалидов, перешагнув-ших рубеж совершеннолетия и не имеющих в массовом порядке никаких перспектив социализа-ции, кроме интернирования в замкнутые структуры - психоневрологические интернаты (ПНИ).

Ниже описан родительский взгляд на СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЛЕЗНОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ людей трудоспособного возраста, имеющих серьезные нарушения умственного и психического развития, в контексте их жизнеустройства. Документ составлен на основе мнения значительной группы родителей, воспитавших с рождения своих детей с серьезной умственной инвалидностью и глубоко вникающих в нужды своих детей.
Формулируемый подход касается той основной массы людей с умственной инва-лидностью, которая в современной России в ближайшие десятилетия не сможет найти себе применения в коммерческом, государственном и общественном секторе.

Авторы Концепции обращают внимание государства на необходимость всемерной поддержки ответственного выбора родителей детей-инвалидов, принимающих своего ребенка в семью и готовых воспитать и ввести его в жизнь, несмотря ни на какие трудности.

Родители взрослых людей с умственной инвалидностью - авторы Концепции заин-тересованы в привлечении к обсуждению ее содержания и отдельных позиций самого ши-рокого круга экспертов:

 специалистов в области социальной реабилитации инвалидов из государственных и негосударственных организаций;
 родителей людей с умственной инвалидностью;
 педагогов, психологов, реабилитологов, инструкторов по труду;
 руководителей и специалистов государственных министерств и ведомств социаль-ной защиты населения, образования, трудоустройства, здравоохранения, имущест-ва;
 представителей законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов;
 студентов и волонтеров;
 руководителей и представителей бизнес-структур;
 деятелей культуры и искусства;
 представителей прессы и СМИ;
 всех людей, заинтересованных в полноценном жизнеустройстве наших взрослых детей с умственной инвалидностью.

Авторы рассчитывают на сотрудничество с экспертами Концепции для выработ-ки общей позиции, продвижения и воплощения на государственном и общественном уров-не идеи дневной занятости, полезной для людей трудоспособного возраста с серьезными нарушениями умственного и психического развития, воспитывающих их семей и всего гражданского общества.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I, вводная

Расширение пространства социальной реабилитации инвалида:

ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО


 Простые расчеты, или Немного статистики
 Необходимость поддержки государством ответственного выбора родителей
 Самый безнадежный возраст для инвалида
 Жизненные потребности человека
 Потребности человека с нарушениями
умственного и психического развития
и особенности, осложняющие его взрослую жизнь

Часть II

Родительский взгляд на смысл и содержание полезной дневной занятости


 Социальная роль родителей детей-инвалидов и социальные потребности семей
 Потребность взрослых людей с нарушениями умственного и психического развития
в полезной дневной занятости
 Смысл и содержание работы наших взрослых детей
в местах полезной дневной занятости
 Разнообразие форм полезной дневной занятости
 Планирование и ресурсное обеспечение полезной дневной занятости
инвалидов с умственными нарушениями
 Как определить количественную потребность в дневной занятости
людей с нарушениями умственного и психического развития
 Как определить запрос и ожидания семьи, воспитывающей человека с инвалидностью, и само-го инвалида
 Как определить реальные потребности человека с инвалидностью
для включения его в процесс полезной дневной занятости

Часть III

Полезный опыт

Выводы

Часть I, вводная
Расширение пространства социальной реабилитации инвалида:
ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО


Простые расчеты, или Немного статистики
В Германии считают, что 1 человек с умственной инвалидностью приходится примерно на 500 человек здорового населения.
Можно предположить, что это соотношение актуально и для России. В таком случае в одной только Москве с официальной численностью населения 10, 562 млн. чел. подобных инвалидов должно быть около 20 000 человек. Значительную часть из этих людей составляют люди трудоспособного возраста. К их числу относятся и наши дети.
Необходимость поддержки государством ответственного выбора родителей
В тот невероятно сложный и тяжелый период жизни семьи, когда родители узнают об инва-лидности своего ребенка, они, как правило, встают перед выбором: отказаться от больного ре-бенка и сдать его в интернат на попечение государства - или оставить в семье, любить и растить, несмотря ни на какие трудности.
Некоторые семьи однозначно делают выбор в пользу ребенка.
Другие родители отчаиваются, опасаясь грядущих сложностей, огласки, материальных трудностей, и решаются воспользоваться такой гарантированной государством стационарной формой социальной защиты, как помещение ребенка в интернат.
Однако ребенок с инвалидностью – это обычный ребенок, просто он болен. И родители – это самые главные люди в его жизни, как и в жизни любого малыша. Ребенку-инвалиду, как и любому другому ребенку, жизненно необходимы любящие родители, которых не заменит никакой квалифицированный и заботливый персонал.
Поэтому мы считаем, что в тот ответственный момент, когда решается судьба ребенка-инвалида и всей его семьи, ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ВЫБОР СЕМЬИ, готовой воспитывать своего ребенка дома.

В настоящее время в основе любой российской государственной программы, касающейся людей с нарушениями развития, лежит положение о праве инвалидов на реабилитацию. Однако наши дети с серьезными нарушениями умственного плана, и тем более те, кто имеют множественные нарушения психофизического развития, как правило, не в состоянии достичь нормального уровня.
В то же время наши дети, как граждане своей страны, имеют те же конституционные права на жизнь, образование, труд, социальную поддержку, что и все остальные граждане России. Права эти, как сказано в ст. 55 Основного закона России, «могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион-ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Мы, родители детей-инвалидов, полностью согласны с Конституцией РФ и убеждены в том, что жизнь наших детей с тяжелыми нарушениями умственного здоровья - это именно ЖИЗНЬ, как и у всех людей. Однако с учетом особенностей людей с серьезными нарушениями развития она должна быть особым образом организована.
В таком случае первым необходимым шагом к поддержанию ответственного выбора семьи со стороны государства должно стать принятие КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖИВАЕМОГО ЖИЗ-НЕУСТРОЙСТВА людей с серьезными нарушениями развития.
В основу концепции жизнеустройства следует положить организацию социальной жизни инвалида в соответствии с возрастными потребностями человека на трех этапах его жизни:
- в детстве и юности;
- в трудоспособном возрасте;
- в старости.

Самый безнадежный возраст для инвалида
В настоящее время решение многочисленных проблем детства стало одной из приоритет-ных задач нашего государства. Повсеместный западный опыт, как и передовой российский, свидетельствует о том, что во благо ребенка, семьи и общества все дети должны воспитываться в семье и на самых ранних этапах жизни входить в общество. В отношении детей с инвалидностью в РФ эта тенденция находит отражение в постепенном развитии системы инклюзивного образования.
В то же время люди трудоспособного, самого продуктивного в социальном отношении, возраста, имеющие серьезные нарушения умственного и психического развития, пока не имеют ровно никаких перспектив, кроме замкнутой жизни дома с родителями либо, до конца своей жизни, - в закрытой, оторванной от мира системе психоневрологических интернатов.

Жизненные потребности человека
Чтобы осмыслить и реально оценить жизненно важные потребности человека с умственны-ми нарушениями, целесообразно сначала определить основные социальные потребности здоро-вого человека. В самом общем виде они представлены 3 блоками:

I. ОБЩЕНИЕ, ПРИВЯЗАННОСТИ, СЕМЬЯ
1). Общение и дружеские связи;
2). Приобретение прочных привязанностей, создание собственной семьи, воспитание детей.

II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
1). формирование интересов и профессиональных приоритетов;
2). приобретение профессии;
3). получение оплачиваемой работы;
4). Установление распространенных социальных связей;

Ш. КУЛЬТУРНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДОСУГ И ОТДЫХ
1). поддержание физической формы;
2). Дальнейшее интеллектуальное и культурное развитие;
3). досуг и отдых.

Потребности человека с нарушениями
умственного и психического развития
и особенности, осложняющие его взрослую жизнь

Как показывает наша практика, в ту пору, когда наши дети с умственными нарушениями достигают совершеннолетия, они, как и другие люди, в большинстве случаев хотят дружить и мечтают о любви и семье, хотят быть нужными, полезными окружающим людям.
Даже если фактически они не могут зарабатывать на жизнь, они хотят чувствовать себя занятыми, работающими людьми.
Кроме того, им нравятся посильное движение, занятия спортом; им нравится бывать на людях, в кафе, музее и театре, ходить в гости. Как и всем другим людям.

Однако у человека с нарушениями умственного и психического развития в большинстве случаев:
- нарушена логика,
- он далеко не всегда способен сам знакомиться с людьми и поддерживать дружеские отно-шения,
- часто у него нет мотивации к целенаправленным действиям,
- он далеко не всегда способен сам планировать жизнь и отвечать за последствия своих по-ступков.
Зачастую к этому добавляются нарушения поведения, неумение пользоваться речью, труд-ности или невозможность самообслуживания и самостоятельного передвижения. Лишь в редких случаях люди с серьезными нарушениями развития могут сами вести даже элемен-тарное хозяйство, планировать расходы, рационально тратить деньги.

В связи с этим из I блока потребностей нашим детям лишь изредка доступны личная жизнь, создание семьи и рождение собственных детей. Однако их потребность в дружеских связях в определенной мере может быть удовлетворена.
Рассматривая II блок потребностей, можно придти к выводу, что в массе своей наши дети не смогут найти себе применения на коммерческом, государственном либо общественном рынке труда и таким образом заработать на жизнь. При этом часть из них в состоянии полу-чить некоторые трудовые навыки и могут чувствовать себя занятыми и нужными. Особен-ностью такого труда становится тот факт, что в большинстве случаев он будет иметь в основном социальный характер, вследствие чего речь идет не о настоящем трудоустройст-ве, а об организации различных форм занятости, направленных на ЛИЧНОСТНОЕ И СО-ЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ взрослых людей с инвалидностью в контексте их жизнеустройства.
В процессе подобной занятости люди с нарушениями умственного развития занимаются ПОЛЕЗНЫМ ТРУДОМ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА И ДАЖЕ НЕ ОКУПАЕМОСТЬ организационной части трудового процесса, но ПОСИЛЬНОЕ УЧАСТИЕ человека с инвалидностью в ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ РАБОТЕ и его личностное развитие.
При таком подходе люди с инвалидностью вступают во взаимоотношения различного рода, работают рядом или в коллективе, дружат, что в какой-то мере компенсирует каждому из них отсутствие тех социальных связей, в которые естественным образом включен реально работающий здоровый взрослый.
Потребности из III блока вполне могут быть удовлетворены на уровне, доступном для лю-дей с нарушениями развития.

Ниже мы излагаем свой взгляд на то, каким образом можно удовлетворить потребности наших взрослых детей в личностном и социальном развитии, в чем мы видим смысл и содер-жание такого развития, в какой мере государство и общество могли бы помочь нам и нашим взрослым детям-инвалидам жить полной человеческой жизнью.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]


член КС


Сообщение: 100
Зарегистрирован: 28.12.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.12 23:31. Заголовок: Обещанный материал п..


Обещанный материал по мастерским во Франции. С ним знакомы коллеги из ЦЛП Москвы, Пскова, АРДИ "Свет":
http://as2006.ru/upload/docs/ISATIS%20russ..rtf

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
член КС Урманчеева Маргарита


Сообщение: 10
Зарегистрирован: 17.01.12
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.12 23:09. Заголовок: Спасибо, Марьяна! Оч..


Спасибо, Марьяна! Очень полезный материал по Франции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
член КС


Сообщение: 103
Зарегистрирован: 28.12.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.12 23:23. Заголовок: Мне он тоже кажется ..


Мне он тоже кажется весьма интересным и достаточно актуальным . Кроме очевидных моментов, мне кажется, есть еще возможность адаптировать подобные подходы к нуждам ребят, которые по вине ПМПК (гипердиагностика) потеряли возможность чему-нибудь обучаться в интернатах соц.защиты. Такой промежуточный этап года на 2-3 для дальнейшей интеграции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
член КС


Сообщение: 14
Зарегистрирован: 20.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.12 16:33. Заголовок: Да, Марина, спасибо,..


Да, Марина, спасибо, механизм действительно интересный и (с высоты птичьего полета))) кажется достаточно понятным, прозрачным.
Единственное НО - в том, что нашим производствам и сфере обслуживания при отсутствии системы сопровождения как таковой и дешевизне рабочей силы из мигрантского потока такие работники вряд ли нужны (ремарка: а почему, кстати, у нас так часто говорится о социальной ответственности именно бизнеса? а государственные организации и предприятия не должны ли трудоустраивать инвалидов у себя?).
И еще - уже не "но", а дополнительный вопрос (моя вечная заунывная песнь...): хочется построить поливариантную схему общественно-полезной (т.е. полезной для ВСЕХ - и для человека с инвалидностью, и для его сообщества, и для родителей, и для окружающих) дневной занятости людей с ментальными и множественными нарушениями: от работы на общем рынке до социальных мастерских (желательно хотя бы с небольшой зарплатой) и дневных центров поддерживаемого развития (не досуга!) на базе местных сообществ.
На днях, кстати, по следам беседы о псковском опыте я подсчитала (не претендую на оригинальность, но все же...), что официальная численность населения Москвы в 52-53 раза больше населения Пскова. Таким образом, в каждом районе Москвы надо обеспечить подобной занятостью человек по 30-50 (если не обсчиталась). Не так уж много, если они рассредоточатся по рабочим местам, социальным мастерским и дневным центрам.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
член КС


Сообщение: 107
Зарегистрирован: 28.12.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.12 15:18. Заголовок: Света, совершенно со..


Света, совершенно согласна с поливариативностью. Предложенный опыт - один из вариантов (не единственный) в общей "карте". К вопросу о социальной ответственности различных институтов. Здесь должно быть место всем, при безусловном доминировании государственной ответственности (нам все-таки ближе европейские схемы, не США). Но механизмы дожны быть прозрачны, зоны ответственности очевидны. Закон о квотировании не панацея, но он тоже должен работать, потому что решает не менее 40% проблем , если грамотный и работает. Кстати, сфера социальной помощи людям с инвалидностью во Франции, очень бюрократическая и многослойная, в ней тоже есть крайности и недостатки, которых хотелось бы избежать. Технологические решения ( я не о финансировании) в Швеции на голову выше, чем в Германии. Так что важно как мы синтезируем различный опыт и адаптируем его к нашим реалиям.
По поводу 30-50 человек на район Москвы. Для нас политические заявления о децентрализации имеют очень важное значение. Если мы говорим о "ситуации инвалидности", то кроме непосредственной помощи специалистов в адрес человека и его семьи, возникает чрезвычайно важный аспект - местное сообщество. Это из темы - навести порядок у "себя дома". Если на муниципалитет "вешают" ответственность за решение социальных проблем, должны быть созданы инструменты: финансовые, институциональные и пр. Тогда можно планировать работу: программу по мастерским, социальному жилью и т.д., но при наличии - государственного стандарта и современной законодательной базы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
член КС


Сообщение: 15
Зарегистрирован: 20.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.12 20:27. Заголовок: Да, Марина, конечно,..


Да, Марина, конечно, все это так. Мне хотелось бы составить жизненный маршрут для таких людей, как наши дети, а затем выявить потребности по пути следования, а после этого - посмотреть, как они удовлетворяются в разных вариантах в Европе. Мне кажется, что вопрос о государственных стандартах и законодательной базе - следующий после концепции жизнеустройства. Не может быть, что и ошибаюсь. Слышала многократно, что практика обычно предваряет рождение теории. Но наблюдала не единожды и то, как практика тормозится отсутствием картинки, внятной самим практикам. Будем думать дальше?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 116
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет