On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Внимание! Форум закрыт в связи с открытием сайта Координационного Совета http://invasovet.ru/

АвторСообщение
Клочко Елена, член КС, администратор форума


Сообщение: 339
Зарегистрирован: 26.12.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.12 10:49. Заголовок: Отчет мобильной группы по поездке в Астрахань


Отчет
по итогам пребывания в Астраханской области Мобильной группы, действующей по поручению Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной Палаты РФ.

Мобильная группа, сформированная из членов Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (КС) при Комиссии по социальной политике ОП РФ, а также привлеченных экспертов, посетила г.Астрахань в период 15-17 февраля 2012 г. по рекомендации ОП РФ и при поддержке представителя Астраханской области в ОП РФ Н.А.Дайхеса с целью оказания квалифицированных консультаций и разработки рекомендаций по формированию оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей-инвалидов, проживающих в Разночиновском ДДИ и приемных (опекунских) семьях.

С учетом целей поездки в состав группы были включены специалисты в области коррекционной педагогики, социальной, в том числе интернатной, сферы, работающие с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями психофизического развития:

Бгажнокова Ирина Магомедовна - заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского Института Открытого Образования, профессор (автор Федеральной программы для школ 8 вида), г.Москва.
Клочко Елена Юрьевна - зам. Председателя КС, специальный представитель в Москве и Московской области МОО «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в физическом и психическом развитии», г.Москва.
Соколова Марьяна Барасбиевна - член КС, специалист по проблемам лиц с инвалидностью, исполнительный директор МОО «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в физическом и психическом развитии», г. Псков.
Таранченко Екатерина Юрьевна, юридический консультант РБОО «Перспективы», специальный психолог, специалист по социальной реабилитации (Павловский интернат), г.Санкт-Петербург.
Тульчинская Татьяна Владимировна, директор Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас», г. Москва.

В ходе пребывания члены группы посетили Разночиновский ДДИ для умственно-отсталых детей, учреждения социального обслуживания г.Астрахани, взаимодействовали с приемными (опекунскими) семьями с детьми-инвалидами, коррекционными образовательными учреждениями 8 вида.
Также в Министерстве социального развития и труда состоялся тематический Круглый стол с участием Представителя АО в ОП РФ, руководителей Министерства социального развития и труда, представителей Министерств образования и здравоохранения, Уполномоченного по делам ребенка в АО, учреждений социальной сферы, общественных и благотворительных организации, членов Мобильной группы.
Ниже в соответствии с программой пребывания и датами приведены впечатления и рекомендации Мобильной группы.

15 февраля 2012 г.
Посещение Разночиновского детского дома-интерната для умственно отсталых детей.

По результатам посещения членами группы были отмечены как позитивные моменты в работе интерната, так и имеющиеся недостатки, на устранении которых, по нашему мнению, необходимо сосредоточить усилия.
1.Положительные впечатления производит общая атмосфера, дружелюбность персонала, общая заинтересованность достижениями воспитанников.
2. Контингент детей и подростков соответствует типу социального учреждения (ДДИ), который для РФ до сегодняшнего дня является типовым.
3. На хорошем уровне находится соблюдение гигиенических норм содержания детей (чистота помещений, опрятность детей и пр.). Видно, что коллектив предпринимает немало усилий для обеспечения содержания воспитанников интерната и ухода за ними.
4. Важным является критерий по оценке эмоциональной комфортности в отношениях ребенок-взрослый. Дети (за исключением детей отделения интенсивного ухода) контактны, дружелюбны, открыты для общения с незнакомыми, охотно сотрудничают с педагогами, нянями, врачами. Нет страха и избегания, дети не дали ни одной негативной психической реакции в нашем присутствии.
5. Нельзя не отметить усилия персонала ДДИ по созданию адаптированной среды для детей в помещениях различного назначения, преодоления казенной атмосферы и создания в них условий, приближенных к домашней обстановке.
6. Часть детей владеют навыками письма, чтения, привлечены к доступной трудовой деятельности.
7. Воспитанники (за исключением отделения интенсивного ухода) включены в организацию праздников, театральных действий, спортивно-досуговых мероприятий и др. Есть элементы обучения с/х труду, огородничеству, цветоводству, использованию ПК, небольшая мастерская для обучения трудовым навыкам.
8. Для обеспечения медицинской и физической реабилитации воспитанников осуществляется сотрудничество со специализированными реабилитационными областными центрами.
9. При поддержке властей ведутся работы по улучшению инфраструктуры интерната с целью расширения возможностей для реабилитационных мероприятий, предпринимаются меры по исправлению ранее отмечавшихся недостатков в работе ДДИ.

Это позволяет говорить об имеющемся ресурсном потенциале, особенно с учетом того, что следствием озабоченности дальнейшей судьбой воспитанников явилась организация социального общежития (отделения пост-интернатного сопровождаемого проживания) на 40 человек, созданного при Областном социально-реабилитационном центре «Русь», где в прекрасных условиях проживают 36 выпускников интерната, посильно участвующие в деятельности Центра
Кроме того, по итогам обсуждения, состоявшегося в интернате, хотелось бы отметить понимание и готовность коллектива и руководства ДДИ, а также руководства Министерства социального развития и труда предпринимать дальнейшие шаги по улучшению качества жизни детей и доступности услуг.
Следует отметить, что многие трудности в работе ДДИ, указанные ниже, по разрешению которых мы даем рекомендации, обусловлены объективными проблемами и традиционными подходами к оценке возможностей этой категории детей (см. приложение к отчету), которые давно отмечаются специалистами, как требующие изменений в сложившейся практике системы интернатного проживания в РФ.

В качестве недостатков, на устранении которых, по нашему мнению, необходимо сосредоточить усилия, отмечаем следующее:

1.Недостаточную квалификацию кадрового состава по психолого-педагогическому сопровождению детей. Организация предметно-практической, игровой, досуговой и образовательной деятельности, в том числе, в отделениях интенсивного ухода должна сопровождаться воспитателями, реабилитологами, педагогами-дефектологами.
Основания для организации указанных услуг закреплены в Письме Министерства образования и науки РФ N ВФ-577/06 и Минздравсоцразвития РФ N 2608-ВС от 04.04.2007 "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование", а также в Государственном стандарте социального обслуживания населения Астраханской области «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам».

2.Медицинское сопровождение детей в ДДИ, как уже отмечалось ранее, за исключением ежегодной диспансеризации, осуществляется преимущественно путем вывоза детей в областной центр, что, с учетом удаленности интерната, затрудняет мониторинг состояния здоровья воспитанников.
3. В отделениях интенсивного ухода обеспечивается только уход и кормление, в то время как следует направить усилия на максимально возможное развитие мобильности, социально-бытовых и гигиенических навыков лежачих детей с помощью современных технических приспособлений для вертикализации, сидения, хождения, а также применение физиотерапии, массажа.
4. Для более сохранной категории воспитанников в части их обучения и образования отмечаем наличие заниженной оценки возможностей детей, неполную реализацию их возможностей к обучению с привлечением специалистов коррекционного образования. Занятия прикладными видами ручной деятельности не могут заменить систему специального обучения по программе школы 8 вида.
5. Некоторые дети требуют переосвидетельствования с точки зрения оправданности их нахождения в учреждении социального обслуживания, а не образования.
6. В интернате имеется один небольшой зал для занятий АФК/ЛФК, рассчитанный на физически сохранных детей. В нём нет оборудования для детей, самостоятельно не передвигающихся (специальных модулей, вертикализаторов и т.п.). В целом в интернате мало средств для поддержания мобильности – ходунков, прогулочных колясок.
7. Имеется небольшая мастерская, оборудование и площадь которой не позволяют в полной мере проводить необходимые воспитанникам занятия по социально-бытовой адаптации, развитию навыков самообслуживания, навыков самостоятельной жизнедеятельности.
В этой связи, с учетом имеющейся нормативно-правовой базы, опыта работы членов группы, а также практик по изменению ситуации в ДДИ в других регионах, предлагаем рассмотреть следующие рекомендации для обеспечения максимально достойных условий жизни и развития воспитанников Разночиновского ДДИ:
1. Изыскать возможности расширения существующих площадей ДДИ, которые в настоящий момент не позволяют обеспечить комплекс условий для качественного жизнеустройства его воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей (отмечена количественная перенасыщенность детей в части помещений, недостаточность площадей для игровой и физической деятельности, труднодоступность части помещений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, отсутствие возможностей организации личного пространства и хранения личных вещей воспитанников).

2. Для организации возможностей выезда детей из ДДИ с целью их социализации, посещения объектов культуры, досуга, образовательных учреждений необходимо обеспечить учреждение адаптированным транспортом.

3. В целях обеспечения мероприятий по реабилитации каждого воспитанника провести выездные сессии МСЭк для оценки и составления индивидуальных программ реабилитации с последующим обеспечением всех необходимых видов услуг: психолого-педагогических, образовательных, услуг социальной реабилитации, технических средств (колясок, кресел, статических и динамических вертикализаторов, ортопедических и гигиенических стульев и пр).

4. Для расширения спектра индивидуальной медицинской помощи, привлечь к обследованию воспитанников специалистов из профильных медицинских учреждений (в том числе РДКБ), организовать совместное консультирования детей со специалистами региональной медицины.
5. Для улучшения качества реабилитации детей, в отделениях интенсивного ухода, обеспечить создание в группах сенсорно-развивающей среды, а также приобрести специальные технические средства для вертикализации и перемещения. Сосредоточить усилия персонала на повышении мобильности детей: приеме пищи сидя, приучении к гигиеническим процедурам, стимулирование интереса к сенсорным развивающим играм и пр.
6. С целью реализации права на образование и развитие всех детей, независимо от тяжести нарушений, инициировать со стороны ДДИ как опекуна комплексное психолого-медико-педагогическое обследование каждого воспитанника для разработки индивидуального образовательного маршрута, а также периодическое переосвидетельствование ПМПК с учетом динамических показателей по итогам обучения.

7. Для обеспечения доступности образовательных и реабилитационных услуг провести переподготовку, повышение квалификации кадров медико-социального и психолого-педагогического блоков, а также рассмотреть возможность расширения штата специалистов и вспомогательного персонала, особенно в отделениях интенсивного ухода, без чего невозможно выполнение вышеперечисленных рекомендаций.
8. Для расширения коммуникативной среды, социальных контактов воспитанников ДДИ развивать программу сотрудничества с организациями добровольцев на договорных основах. Привлекать добровольцев к поискам возможности устройства детей в иные возможные места проживания, в том числе путём использования форм семейного устройства.
9. Расширить состав Попечительского Совета ДДИ за счет привлечения общественных деятелей, институтов и организаций, которые способствовали бы дальнейшим шагам по улучшению качества жизни детей и реализации предлагаемых изменений, в частности, члена ОП РФ, профессора Н.А.Дайхеса, Уполномоченного по правам ребенка Астраханской области, представителей благотворительных фондов, общественности.

Мы полагали бы целесообразным для решения указанных вопросов шире использовать ресурсные возможности:
1. Областного социально-реабилитационного центра «Русь» (повышение квалификации медицинского персонала - ЛФК, мануальная терапия, массаж, консультации по необходимым воспитанникам интерната техническим средствам реабилитации - для включения их в ИПР)
2. Областных реабилитационных центров: для детей и подростков с ОВЗ, «Коррекция и развитие» (повышение квалификации психолого-педагогического состава)
3. БФ Астраханской области «Шаг навстречу» (развитие добровольчества, создание межрегиональных добровольческих связей),
4. БФ г. Москвы «Здесь и сейчас» (приобретение технических средств реабилитации, методических пособий, оплаты стажировок специалистов, привлечение медицинских специалистов, в том числе РДКБ, участие в межрегиональных добровольческих программах)
5. Кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики МИОО (организация и проведение курсов повышения квалификации),
6. Программы БОО «Перспективы» в ДДИ г. Павловска, Центра лечебной педагогики г. Пскова (организация и проведение стажировок и обмена опытом сотрудников Разночиновского ДДИ).
7. Программа подготовки добровольцев по системной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями в интернатах СПбБОО «Перспективы» (проведение семинаров для добровольцев Астраханской области).

По опыту работы добровольцев в других ДДИ, в Разночиновском детском доме волонтеры могли бы:
- помогать младшему медицинскому персоналу в уходе за детьми,
- гулять с воспитанниками, которым по медицинским показаниям это разрешено,
- проводить с детьми творческие мастер-классы и уроки социальной адаптации,
- организовывать выезды детей за пределы учреждения и сопровождать их в этих поездках,
-помогать в уходе за детьми, находящимися на лечении в больницах,
- проводить мероприятия по привлечению средств для нужд детского дома.

Все предложенные оценки и возможные пути решения обсуждены с руководством ДДИ, Министерством социального развития и труда Астраханской области, руководителями социально-реабилитационных учреждений. Подтверждена готовность к дальнейшему сотрудничеству, достигнуты договоренности о дальнейших встречах (октябрь 2012 г.)
16 февраля 2012 г.

1.Посещение учреждений сферы социального обслуживания г.Астрахань:

 Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Коррекция и развитие»,
 Астраханского областного социально-реабилитационного центра «Русь» для лечения, оздоровления и реабилитации детей,
 Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Члены мобильной группы отметили высокий уровень социальных и реабилитационных услуг, оказываемых учреждениями социальной защиты г. Астрахань, современную динамично развивающуюся сеть социальных услуг в городе, их адресную направленность на бесплатное предоставление качественной комплексной социальной реабилитации детям, подросткам, их семьям.
Высоко оценены нами как социальные инновации: действующая служба психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами в городе и области, деятельность отделения дневного пребывания для детей с умственной отсталостью и нарушениями развития длительного срока пребывания, качество предоставляемых социальных и реабилитационных услуг, в том числе направлений канис- и иппотерапии, включенных в деятельность указанных реабилитационных центров.
Хотелось бы отметить уникальность Астраханского областного социально-реабилитационного центра «Русь» как в медицинской сфере, так и в реализованном комплексном подходе к решению всех задач, сопутствующих лечению и реабилитации, сопровождению детей и подростков с инвалидностью. Особой оценки заслуживает деятельность стационарного отделения пост-интернатного проживания выпускников Разночиновского интерната и организация их дневной занятости в центре «Русь».
Таким образом, социальная сфера АО, на наш взгляд, развивается динамично, последовательно и с намеченными долгосрочными целями, опережая многие регионы, и может служить примером и источником передового опыта.
Надеемся, что наш взгляд на положение дел в Разночиновском ДДИ и приемных (опекунских) семьях с детьми-инвалидами и настоящие предложения будут полезны для дальнейшего развития качественных доступных услуг в адрес детей с интеллектуальными и психофизическими нарушениями.
По нашему мнению, улучшения в этих направлениях должны происходить при обязательном создании инструментов межведомственного и межсекторного взаимодействия в сферах социального обслуживания – медицины - образования для улучшения качества жизни детей-инвалидов и инвалидов с детства, воспитываемых как в интернатах, так и в семьях.
16 февраля 2012 г.

2. Посещение и опрос приемных (опекунских семьей) с детьми-инвалидами

В связи с обращением в Комиссию Общественной палаты РФ по социальной политике 3-х семей с приемными детьми-инвалидами, проживающими в г.Астрахань, члены мобильной группы посетили семью В.О.Дробинской; остальные семьи, в связи с нехваткой времени, были детально опрошены по телефону.
2.1.Приемная семья Дробинской Веры Олеговны.
По итогам посещения семьи, а также индивидуальной первичной оценки психофизического статуса детей были сделаны следующие выводы:
Оценивая семью В.О.Дробинской как находящуюся в трудной жизненной ситуации, к заслугам опекуна следует отнести доброжелательную атмосферу, положительную динамику в развитии детей и очевидное осознание ими пребывания в общей семье, налаженную коммуникацию между детьми и опекуном, а также между самими детьми. Дети социально адаптированы, легко шли на контакт с гостями, рассказали о себе, своих занятиях, показывали дом, свои рисунки. У них сложилось представление о «маме», о «доме», о «семье».
Исходя из изложенного выше, мы полагаем необходимым и правильным сохранение семьи, однако подчеркиваем необходимость оказания ей всемерной помощи со стороны соответствующих социальных служб.

Экспертом группы профессором И.М.Бгажноковой отмечено, что у пяти детей имеются выраженные соматические, физические, психические, ментальные нарушения развития. Каждый из них нуждается в постоянном медицинском, психологическом, педагогическом сопровождении, включая специальное коррекционное.
Очевидно, что при опеке такого количества детей, силами только опекуна не может быть обеспечен весь необходимый комплекс сопровождения, условия по соблюдению режима жизни разновозрастных детей, здоровьесбережению, преодолению специфических нарушений развития каждого из детей.
Семье нужна помощь в обустройстве быта и создании условий «домашнего уюта». Такие условия позволят в дальнейшем развивать самостоятельные навыки детей в поддержании чистоты и порядка в доме.
Представляется важным получение детьми спектра образовательных услуг, учитывающих все особенности их развития, помощи, связанной с адаптацией детей к школьному коллективу.
Необходимо создание развивающей и игровой среды помещений в доме, в том числе приобретение игрушек и книг, а также обустройство дополнительных мест для учебной деятельности. В связи с разностью возраста детей необходимо социокультурное сопровождение каждого из них соответственно возрасту и уровню развития.

(рекомендации И.М.Бгажноковой по результатам первичного обследования детей будут направлены опекуну В.О.Дробинской)
С учетом того, что семья с 7 детьми-инвалидами представляет собой по существу семейный мини-интернат, она должна быть обеспечена соответствующим комплексом услуг: социальных, медицинских, образовательных и пр., которые обеспечили бы максимально возможное комфортное проживание, наибольший уровень раскрытия возможностей и реализации способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ознакомившись с работой социальных служб и реабилитационных центров г. Астрахани, мы считаем, что данной семьей не в полной мере используются имеющиеся возможности учреждений социального обслуживания.

Таким образом, исходя из интересов детей, мы рекомендуем следующее:

1. Считаем непременным условием повышения качества дальнейшей жизни приемных детей В.О.Дробинской налаживание тесного сотрудничества между опекуном и соответствующими службами – социальной защиты, медицины и образования.
С этой целью, на наш взгляд, необходимо организовать систему комплексного сопровождения семьи путем:
а) закрепления за семьей социального работника для оказания систематической организационной помощи при оформлении документов, льгот, других технических моментов, связанных с организацией визитов на дом специалистов, в том числе, медицинских, либо согласования сроков проведения осмотров детей в профильных медицинских и прочих учреждениях, организации их летнего отдыха, лечения и пр.
б) использования возможностей Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Коррекция и развитие», располагающего всеми возможностями службы семейного сопровождения, таких как психологическое консультирование на дому, коррекционно-педагогические услуги, наличие отделения дневного пребывания детей на срок, достаточный для получения качественных результатов при работе с детьми специалистов-дефектологов, логопедов, возможность использования канис- и иппотерапии для физического развития детей и пр.
в) использования возможностей Астраханского областного социально-реабилитационного центра «Русь» для лечения, оздоровления и реабилитации детей.
2. Необходимо создать удобную развивающую среду для детей в доме их проживания с учетом особенностей воспитанников, а также с целью повышения качества их жизни. Для реализации этих предложений возможно привлечение ресурсов благотворительных организаций для приобретения мебели, спортивного инвентаря, предметов развивающей среды и пр. (в частности, помощь предложена БФ «Здесь и сейчас»).
3. Также, исходя из интересов детей, считаем правильным переосвидетельствование детей ПМПК для обеспечения индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей. Необходимо учитывать динамику детей, уже обучающихся в СОШ, принять во внимание, кроме прав опекуна на выбор образовательного учреждения, их состоявшуюся адаптацию к данным учреждениям, возможный стресс при переводе в другие образовательные учреждения, возможность организации индивидуальных дополнительных коррекционных занятий и пр.
С учетом вышеизложенного, а также указанных рекомендаций по организации консультирования, занятий, возможностей дневного пребывания младших детей в реабилитационном Центре «Коррекция и развитие», полагали бы правильным перенос сроков переосвидетельствования ПМПК на более отдаленные сроки для учета мнения специалистов указанного Центра по итогам работы с детьми.

4. Считаем правильным проводить переосвидетельствование детей МСЭк по соответствующим срокам для сохранения у детей статуса ребенка-инвалида, предполагающего определенный комплекс услуг, прежде всего социальных и медицинских: лечения, реабилитации и пр., которые не сохраняются за ребенком, инвалидность у которого не продлена Вместе с тем, важно учитывать, что прохождение МСЭ – это право, а не обязанность, и первоочередным является получение тех услуг и средств, которые требуются детям, а не сам факт освидетельствования.

5. Для решения проблем этой семьи, других семей с приемными и собственными детьми-инвалидами, а также для развития института опеки и попечительства в регионе, мы предлагаем создать общественную рабочую группу по делам указанной категории семей, в которую должны войти: Уполномоченный по делам ребенка в АО, представители благотворительных и общественных организаций, специалисты реабилитационных центров и социальных служб, представители службы опеки и попечительства.
Предлагаемые функции: оценка качества имеющихся условий опекунства, объем требуемой помощи для улучшения условий со стороны соответствующих региональных служб, организация межведомственного взаимодействия при разработке форм и инструментов для обеспечения комплексного социального сопровождения семей с приемными и собственными детьми-инвалидами.

2.2. Приемная семья Журба Елена Вадимовна.
Ребенок-инвалид Саша - 15 лет (приемная).
Обучается в СОШ – на домашнем обучении. Нуждается в специальной коррекционной педагогической помощи.
С нашей стороны рекомендованы консультации и возможное сопровождение семьи силами специалистов Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Коррекция и развитие».

2.3. Приемная семья Заплутахиной Галины Владимировны

Екатерина – 19 лет (кровная дочь) инвалид 1 группы (инвалид с детства)– необходима операция в Центре ревматологии в Москве (стоит в листе ожидания на квоту)
Софья – 17 лет (приемная) - ребенок-инвалид (ДЦП) – обучается в СОШ. Требуется помощь волонтеров в организации поездки в санаторий.
Милена - 12 лет (приемная), обучается в СОШ (надомно). Нуждается в специальной коррекционной педагогической помощи.

Семья нуждается в консультациях семейного психолога, социальном сопровождении, услугах социального педагога.
С нашей стороны рекомендованы консультации и возможное сопровождение семьи силами специалистов Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Коррекция и развитие».

Члены Мобильной группы обращают внимание заинтересованных ведомств АО, что все опекуны при выборе образовательного учреждения остановились на средних общеобразовательных школах, при этом практически всем детям необходима помощь коррекционных педагогов, специалистов-дефектологов, логопедов, которой, по очевидным причинам, СОШ предоставить не могут. На наш взгляд, это обусловлено несовершенством системы коррекционного образования (школ 8 вида) в Астраханской области.
По оценке эксперта Мобильной группы И.М. Бгажноковой, которая посетила коррекционные школы 8 вида, а также встречалась с директорами и завучами в ходе специально организованной встречи:
на фоне инноваций, которые реализованы по линии Министерства социального развития и труда, коррекционные школы остались на рубеже конца 80-х годов - старые учебные планы, учебники, нет представления о том, что происходит в современной школе 8 вида, а это означает устаревшие методики и технологии.
Педагогический состав не обучается и не информируется. Соответственно, не может быть коррекционной поддержки ДДИ школами 8 вида с учетом современных требований.
К сожалению, из-за дефицита времени не удалось обговорить весь комплекс выявившихся проблем с представителями Министерства образования.
Для решения указанных проблем экспертом И.М. Бгажноковой будут подготовлены адресные рекомендации.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Клочко Елена, член КС, администратор форума


Сообщение: 340
Зарегистрирован: 26.12.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.12 10:50. Заголовок: Отчет продолжение 3..


Отчет продолжение

3. 16 февраля 2012 г.
Региональный Круглый стол

В Министерстве социального развития и труда Астраханской области состоялся региональный круглый стол, в котором приняли участие: представитель ОП РФ от АО, руководители Министерства социального развития и труда, Уполномоченный по правам ребенка в АО, представители Государственной Думы, областного Министерства образования, областного Министерства здравоохранения, областной ПМПК, областной МСЭ, директора и специалисты учреждений образования, социального обслуживания, представители общественных организаций, волонтерских сообществ, СМИ.

Члены Мобильной группы поделились своими впечатлениями от посещений Разночиновского интерната, учреждений социального обслуживания области. В процессе обсуждения ставились вопросы:
1. О необходимости продолжения работы по развитию доступности психолого-педагогических услуг и образовательных услуг для детей ДДИ.
2. О создании новых условий для проживания и реабилитации детей ДДИ, находящихся в отделении интенсивного ухода
3. О необходимости конструктивного сотрудничества между Министерством здравоохранения Астраханской области с ведущими педиатрическими центрами России для оказания максимальной медицинской помощи воспитанникам ДДИ с учетом имеющихся у них множественных нарушений здоровья.
4. О развитии новых форм сотрудничества, в том числе межрегионального, с благотворительными фондами и волонтерскими организациями.
5. О развитии межрегиональных связей областного института повышения квалификации специалистов с профильными кафедрами и вузами Москвы, Санкт-Петербурга для разработки совместных планов по подготовке психолого-педагогических кадров для ДДИ, специализированных школ, реабилитационных центров.
6. Об уникальном опыте работы реабилитационных центров «Русь» и «Коррекция и развитие» системы социального обслуживания Астраханской области, об организации форм сотрудничества с другими регионами для распространения этого опыта.

Участники круглого стола посчитали важным и необходимым дать оценку всей системе интернатов для умственно отсталых детей в РФ. Отмечено, что данная система нуждается в полном реформировании с учетом международных подходов и практик. Такая задача может быть реализована в рамках Федеральной программы, которую необходимо инициировать (см. прилагаемую справку).

Решения:

1. Руководство ДДИ совместно с МСЭ и ПМПК продолжат работу по обследованию детей, результатом которых должны стать детально составленные ИПР и психолого-педагогические характеристики, на основании которых будут реализовываться реабилитационные и образовательные программы воспитанников ДДИ.
2. Министерство социального развития и труда Астраханской области подтвердило готовность принять меры по переоборудованию отделений интенсивного ухода ДДИ с учетом рекомендаций Мобильной группы. Специалисты реабилитационного центра «Русь» окажут профессиональную помощь ДДИ при подготовке списка необходимого оборудования с учетом специфических потребностей детей, находящимся в этом отделении. На условиях договора о благотворительной помощи в этой работе могут принять участие Астраханский БФ «Шаг навстречу» и БФ «Здесь и сейчас».
3. Министерство здравоохранения Астраханской области в рамках диспансеризации детей ДДИ при координационной и организационной поддержке Н.А. Дайхеса и БФ «Здесь и сейчас» привлечет к сотрудничеству врачей из профильных медицинских центров Москвы, в частности РДКБ.
4. Дополнить существующую программу подготовки специалистов психолого-педагогического сопровождения детей в Разночиновском ДДИ с привлечением специалистов ведущих кафедр специальной психологии и коррекционной педагогики, рассмотреть возможности организации их стажировки в других регионах страны.
5. Организовать обмен опытом, развитие различных форм добровольческой помощи, в том числе с использованием опыта БФ «Здесь и сейчас», возможностей подготовки добровольцев с использованием Программы БОО «Перспективы, с учетом "Методических рекомендаций по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в Астраханской области" Агентства по делам молодежи Астраханской области» 2010г.
6. Рассмотреть возможность создания межрегионального пилотного проекта по развитию системы сопровождения лиц с множественными нарушениями на опыте работы Астраханской и Псковской областей при поддержке МОО "Ассоциация в поддержку детей и взрослых с физическими и психическими нарушениями развития" в сотрудничестве с ответственными департаментами и областными министерствами.
7. По итогам обсуждения предложено создать рабочую группу с участием члена ОП РФ Н.А.Дайхеса, представителей Мобильной группы, представителей областных министерств социального развития и труда, здравоохранения, образования по подготовке первоначальных предложений и инициированию общественных слушаний в ОП РФ о необходимости реформирования системы интернатов для умственно отсталых детей в РФ.

Члены Мобильной группы выражают свою благодарность Министерству социального развития и труда Астраханской области за организацию посещений всех учреждений, за открытый диалог и возможность обсудить все интересующие вопросы, за готовность к сотрудничеству.
Мы также искренне благодарим Представителя АО в ОП РФ, профессора Н.А.Дайхеса за координацию поездки Мобильной группы и конструктивную поддержку ее деятельности.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Клочко Елена, член КС, администратор форума


Сообщение: 341
Зарегистрирован: 26.12.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.12 10:56. Заголовок: Заявление Членов Мо..


Заявление
Членов Мобильной группы, действующей по поручению Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной Палаты Российской Федерации

Мобильная группа, сформированная из членов Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности, а также привлеченных экспертов, посетила г. Астрахань в период 15-17 февраля 2012 г. по рекомендации ОП РФ и при поддержке представителя Астраханской области в ОП РФ Н.А.Дайхеса с целью оказания квалифицированных консультаций и разработки рекомендаций по формированию оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей-инвалидов, проживающих в Разночиновском ДДИ и приемных (опекунских) семьях.
С учетом целей поездки в состав группы были включены специалисты в области коррекционной педагогики, социальной, в том числе интернатной, сферы, работающие с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями психофизического развития
По итогам посещения Разночиновского ДДИ для умственно-отсталых детей, учреждений социального обслуживания г. Астрахани, взаимодействия с приемными (опекунскими) семьями с детьми-инвалидами, в том числе семьей В.О. Дробинской, составлен прилагаемый публичный Отчет, в котором приводится наша оценка ситуации и развернутые рекомендации, согласованные со всеми заинтересованными сторонами, органами власти Астраханской области.
Нам представляется, что в ходе проведенных встреч, открытого и широкого обсуждения, достигнуто взаимопонимание и договоренности по ряду вопросов, намечены конструктивные пути сотрудничества и предварительно согласованы сроки следующей встречи в октябре 2012 г.
Очевидно, что все перечисленные в отчете и согласованные действия по выполнению рекомендаций требуют времени и совместных усилий всех заинтересованных сторон.

С учетом вышеизложенного, члены мобильной группы обращаются с нижеследующим:

На наш взгляд, следует приостановить, по возможности, любую деятельность, которая могла бы помешать или затруднить выполнение достигнутых договоренностей.
Эта просьба обращена ко всем, кто так или иначе вовлечен в обсуждение или действия, касающиеся ситуации в Разночиновском интернате и семьи В.О.Дробинской, в том числе, хотелось бы понимания такой необходимости со стороны СМИ и участников интернет-дискуссий.
Мы полагаем, что такой взвешенный подход будет способствовать плодотворному сотрудничеству всех заинтересованных сторон, консолидации усилий по улучшению качества жизни и спокойствию детей, даст возможность сосредоточиться на продуктивной работе людям, которые занимаются их судьбами.
Это и явилось бы главным результатом нашей поездки.

С уважением,

Члены Мобильной группы, действующей по поручению Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной Палаты РФ



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Клочко Елена, член КС, администратор форума


Сообщение: 342
Зарегистрирован: 26.12.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.12 10:57. Заголовок: Приложение 1 Поясн..


Приложение 1
Пояснения к отчету Мобильной группы, сформированной из членов КС и привлеченных экспертов, действующей по поручению Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной Палаты РФ

Специалисты, вошедшие в состав Мобильной группы, считают важным отметить, что проблемы, которые стали причиной необходимости посещения Разночиновского ДДИ, опекунской семьи В. Дробинской, не могут и не должны рассматриваться без анализа причин, которые лежат в основе их возникновения. Данные причины лишь в небольшой степени носят «местный» характер. Поводы, по которым наша мобильная группа приехала в Астраханскую область, возникают сегодня в разных регионах страны и будут возникать впредь, если мы будем продолжать реагировать на них, как на «случай».
1. К вопросу о деятельности стационарных учреждений системы социального обслуживания
Проблемы и недостатки в работе стационарных учреждений социального обслуживания РФ (а именно – ДДИ и ПНИ) имеют общий системный характер. В первую очередь, это связано с идеологией государственной системы и стереотипами восприятия людей с тяжелыми нарушениями развития, которые были сформированы еще в советский период и сводились к понятиям: «необучаемости» «неизлечимости», «неполезности», что продиктовало создание сегрегативной системы интернатов и свело нормы содержания детей и взрослых в них только к уходу.
Этот подход обусловил ряд принципов деятельности ДДИ и ПНИ, которые не соответствуют современным базовым правам людей (детей) с интеллектуальными и физическими нарушениями на достойную жизнь, образование, реабилитацию, и как следствие, социализацию и интеграцию в общество:
- инфраструктура ДДИ (устаревшие здания, недостаточность площадей) не даёт возможности для создания развивающей среды и организации личного пространства каждого ребёнка;
- нахождение интернатов в чрезмерной удалённости от больших поселений создают проблемы инфраструктурной доступности, что, свою очередь, является препятствием для создания условий , необходимых для социализации личности ребёнка и взрослого;
- штат учреждения формируется, в первую очередь, с целью обеспечения ухода и медицинской помощи, что никак не может быть достаточным условием для развития личности ребенка в максимально комфортной среде с учетом его особых потребностей;
- в отсутствие необходимости подготовки специалистов для «необучаемых», «неполезных» и «неизлечимых» людей, в нашей стране практически отсутствует система их подготовки (специфические профили: кинезиотерапевт, эрготерапевт, реабилитолог, узкоспециализированные коррекционные педагоги и т.д. );
- многолетняя практика деятельности ДДИ и ПНИ в режиме «закрытых» учреждений становится причиной конфликтов и нарушения прав воспитанников и клиентов при попытках организации социальной помощи со стороны общественности (добровольцев, общественных организаций), эти отношения сложно регулируются в отсутствие нормативно-правовой базы;
- чрезвычайно низкий уровень зарплат является одной из причин невозможности обеспечения ДДИ профессиональными кадрами (медиками, педагогами, психологами), что делает невозможным осуществление качественного комплексного сопровождения с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков;
- удаленность учреждений, низкий уровень зарплат оставляет практически безальтернативным выбор сотрудников: как правило, это люди предпенсионного или пожилого возраста, не имеющие специальных знаний и современных гуманитарных взглядов. В таких условиях воспитанники становятся «заложниками» личных качеств людей, которые за ними ухаживают,
- закреплённое в законодательстве положение об исполнении функций опекуна учреждением, предоставляющим социальные услуги подопечным, изначально содержит в себе ситуацию конфликта интересов, поскольку следить за тем, насколько соответствуют условия жизни подопечного его интересам и современным правовым требованиям, должна та же организация, которая эти условия создаёт. В связи с этим дети, лишённые родительского попечения, оказываются в ситуации беззащитности перед учреждениями-опекунами.
В силу указанных выше объективных причин, практически любой интернат (стационарное учреждение) социального обслуживания для детей и взрослых с инвалидностью, имеющих интеллектуальные нарушения, сегодня может стать объектом прокурорской проверки с выводами о нарушении прав клиентов, т.к. не в состоянии в полной мере обеспечить нормативы, которые регулируют их деятельность.
Для изменения существующего положения речь должна идти о Федеральной программе реформирования и модернизации стационарных учреждений для детей и взрослых с инвалидностью, имеющих интеллектуальные и психофизические нарушения с учетом международных норм, современных технологий, при активном участии общественных организаций и институтов.
При подготовке предложений по реформированию и модернизации стационарных учреждений системы социального обслуживания необходимо рассматривать и другие вопросы, имеющие отношение к данной проблеме:
- случаи разнообразных форм психологического давления в родильных домах и отделениях на родителей в случаях рождения ребенка с патологией;
- содержание работы детских домов ребенка для детей дошкольного возраста Министерства здравоохранения. Именно здесь специалисты чаще всего сталкиваются с необоснованно заниженными оценками психофизических возможностей детей-сирот и детей-инвалидов с раннего младенческого возраста, с их тотальной изоляцией по признакам «задержки психического развития» или «необучаемости», а значит отсутствием в дальнейшем возможности получить необходимое им психолого-педагогическое сопровождение с рождения до 18 лет;
- Очень часто на практике психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) допускают ошибки в психологической диагностике из-за низкой профессиональной квалификации членов ПМПК, а также из-за сохраняющейся доминанты психиатрических и неврологических диагнозов, совокупно препятствующих доступу ребенка к разнообразным формам образовательных услуг.
- Проведенная административная реформа привела к нивелированию проблем специального образования в Министерстве образования и науки, в котором, по сути, были утрачены управления и отделы, занимающиеся образовательными проблемами лиц с особыми нуждами. Наряду с существовавшими межведомственными барьерами (в первую очередь с Министерством здравоохранения и социального развития) образовался вакуум, который сегодня уже не предполагает использование отдельной административной структуры, способной прогнозировать и координировать политику государства в части специального образования, имея в виду такие его составляющие как дошкольное, школьное, вузовское, начальное допрофессиональное, профессиональное образование.
Вместе с тем, важность административной поддержки очевидна: она формирует характер и перспективы развития предоставляемого образования, обеспечивает необходимую координацию между наукой и практикой (программы, учебники, кадры), создает необходимую основу для цельной и прочной федеральной структуры.
При отсутствии базовых федеральных служб образования для лиц с особыми нуждами, возникают дезинтегрирующие процессы в деятельности специальных вузов, кафедр, занимающихся проблемами специального образования, подготовкой кадров и решением других задач, что, в итоге, разрушает целостность образовательного пространства, способствует тенденциям к административному игнорированию на местах в части организации образовательных услуг для лиц с особыми нуждами.
Члены Мобильной группы благодарят за поддержку и приветствуют инициативу всех участников Круглого стола, прошедшего в Астрахани 16 февраля, о необходимости разработки и лоббирования предложений по государственной реформе системы стационарных учреждений для лиц с интеллектуальными и психофизическими нарушениями, как несоответствующей нормам качества жизни людей с учетом их прав и уважения их достоинства.
Координационному Совету по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, действующему при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни Общественной Палаты РФ также будет предложено создать рабочую группу с привлечением профильных экспертов для разработки пакета указанных предложений и участвовать в координации и консолидации общих усилий.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Клочко Елена, член КС, администратор форума


Сообщение: 343
Зарегистрирован: 26.12.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.12 12:19. Заголовок: Обсуждение предлагае..


Обсуждение предлагается продолжить в теме мобильная группа КС
здесь

http://invasovet.myqip.ru/?1-22-0-00000002-000-90-0#097

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 156
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет