ОТЗЫВ
НА ПРОЕКТ N 121965-6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
внесенный Правительством РФ в Государственную Думу РФ
Отзыв подготовлен специалистами
Дальневосточного научного центра местного самоуправления
и НП «Дальневосточные правовые ресурсы»
под руководством Поличка Нины Петровны – директора ДВНЦМС,
члена Общественной палаты Российской Федерации,
кандидата физико-математических наук, доктора педагогических наук
На заседании Правительства РФ 30 августа 2012 года Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев сказал:
"…..Предстоит также модернизировать дошкольное образование, развивать его ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ, создавать больше возможностей для НЕГОСУДАРСТВЕННОГО сектора в этой сфере, чтобы дошкольным обучением был охвачен КАЖДЫЙ ребёнок. И, конечно, на особом контроле остаётся вопрос об очередях в детские сады. В ближайшие годы очереди должны быть ликвидированы - так, как мы и договаривались».
Вместе с тем, проект № 121965-6 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу РФ (см.
http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=121965-6), не только противоречит данным установкам Председателя Правительства РФ, но и похоронит все те небольшие достижения, которые были достигнуты за последнее время в деле разгосударствления (демонополизации) системы образования в стране. Более того в части дошкольного образования законопроект
1) противоречит ст. 43 Конституции РФ,
2) делает невозможным обеспечение конституционных гарантий на общедоступное и бесплатное дошкольное образование для многих детей,
3) противоречит федеральному закону «О защите конкуренции»,
4) создаёт новые административные барьеры для бизнеса,
5) не соответствует демографической политике, направленной на увеличение рождаемости в период надвигающейся новой демографической ямы.
Доказательством тому является следующее.
Первое. Пункт 2 ст. 43 Конституции РФ гласит: «Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного … образования …в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Вместе с тем в ст. 2 законопроекта указывается
19) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность.
Это означает, что бизнес-предприятиям путь в систему образования закрывается. Откуда тогда мы будем ждать инвестиций в систему образования?
Второе. В ст. 9 законопроекта определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:
3) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
Фактически данная норма лишает права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование тех детей, которые не смогли попасть в муниципальные и государственные детские сады. А таких – огромное количество, о чём свидетельствует, например, следующая статистика по Хабаровскому краю:
http://files.mail.ru/Q65UHE И это не специфика Хабаровского края, так в большинстве субъектов федерации страны. Отсюда следует, что только муниципальными и государственными дошкольными образовательными организациями обеспечить государственную гарантию невозможно в принципе, потому что ещё одну систему дошкольного образования никто не построит. Нет таких денег в стране.
Третье. Норма о гарантиях получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования ТОЛЬКО в муниципальных дошкольных образовательных организациях создаёт преимущества отдельным хозяйствующим субъектам – муниципальным и государственным дошкольным образовательным организациям, что противоречит статье 15 федерального закона «О защите конкуренции» (Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации).
При этом в статье 103. «Принципы экономической деятельности в сфере образования» самого законопроекта определяется
Экономическая деятельность в сфере образования основывается на следующих принципах:
1) признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность).
что свидетельствует о наличии внутренних противоречий в законопроекте.
Четвёртое. В соответствии с. п.4 ст. 66. законопроекта компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования предусмотрена ТОЛЬКО в государственных и муниципальных образовательных организациях
4. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, - на первого ребенка, не менее 50 процентов - на второго ребенка, не менее 70 процентов - на третьего ребенка и последующих детей.
Пятое. Не способствует развитию конкуренции на рынке образовательных услуг и то, что ни за одним уровнем власти не закреплены полномочия по созданию условий для развития негосударственного и немуниципального секторов в системе образования, о чём свидетельствуют ст. 7-10 законопроекта.
Шестое. Действующий в настоящее время закон «Об образовании» в ст. 48 определяет
Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность
1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.
Однако новый законопроект не только не улучшает инвестиционный климат для прихода в сферу образования частного бизнеса, а наоборот ухудшает инвестиционный климат, поскольку ст.21 законопроекта вводит лицензирование деятельности индивидуального предпринимателей
Статья 21. Образовательная деятельность
1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - научными организациями и иными юридическими лицами (далее - организации, осуществляющие обучение), а также индивидуальными предпринимателями.
Седьмое. Из п. 2 ст. 21 вытекает, что даже уход, присмотр и воспитание становятся лицензируемыми видами деятельности, поскольку их приравнивают в образовательной деятельности
2. Право осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию предоставляется индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам.
Восьмое. Статья 104. законопроекта определяет, что финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования осуществляется по нормативам. И это правильно!
1. Финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Но кто и как может претендовать на этот норматив, кроме государственных и муниципальных образовательных организации? Об этом нет ни слова.
Девятое. Непонятно, как при таком законе будут реализовываться Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года Основные направления деятельности Правительства РФ до 2012 года в части развитие дошкольного образования, где утверждается
Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям.
Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды.
Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций. Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.
Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.
Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные.
Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
ВЫВОДЫ.
1. Проект № 121965-6 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу РФ в части системы дошкольного образования направлен на укрепление неестественной монополии под названием «Государственная (муниципальна) система дошкольного образования России».
2. Если законопроект будет принять в данном виде, то он не позволит реализовать установки Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, высказанные им за заседании Правительства РФ 30 августа 2012 года ни в ближней, ни в дальней перспективе.
3. Представляется целесообразным немедленно отозвать законопроект из Государственной Думы и привести его в соответствие, как минимум
a. Конституции РФ,
b. федеральному закону «О защите конкуренции».