Поправки в ГК по опеке и дееспособности тема и обсуждение здесь
http://invasovet.myqip.ru/?1-30-0-00000004-000-15-0 Направлено в ОП РФ для участия в Слушаниях по обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Организатор – Общероссийская общественная организация «Российская академия юридических наук» при поддержке Межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов
Размещено на портале "Социальная карта РФ" в разделе Общественная экспертиза
http://sockart.ru/subcategories/1988/article/1552750/
И разделе Координационный Совет - баннер на главной странице ОБРАЩЕНИЕ КС по внесению поправок в ГК по вопросам, связанным с дееспособностью граждан, опекой и попечительством. 09.04.2012 г.
Координационный Совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, действующий при Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, предлагает внесение изменений в Гражданский кодекс РФ по вопросам, связанным с дееспособностью граждан, опекой и попечительством.
С учетом предстоящего внесения изменений в ГК, предложенных Президентом РФ, и отмеченных как «отвечающих требованиям времени», мы полагаем, что предлагаемые нами поправки, направленные на улучшение качества жизни людей с инвалидностью, их интеграцию в общество, также являются своевременными и актуальными.
Предлагаемые поправки не меняют структуры соответствующих разделов ГК и не вводят новых понятий, но дают возможность внесения изменений в другие ФЗ, в частности «Об опеке и попечительстве», радикально улучшающих жизнь многих людей. Это также является важным с учетом ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, а также возрастающего внимания к проблемам людей с инвалидностью со стороны государства и общества в целом.
Поправки прошли общественную экспертизу Общественной Палаты РФ.
Прежде всего, речь идет о
распространении понятия ограниченной дееспособности, уже используемого в действующем ГК, на лиц с психическими нарушениями. Следует отметить, что в эту категорию включаются также лица с интеллектуальными нарушениями, умственной отсталостью различной степени тяжести и пр., в отношении которых в последнее время все чаще употребляется термин «ментальная инвалидность».
В соответствии с существующей практикой, эти лица признаются недееспособными, в то время как многие из них при соответствующей помощи третьих лиц, опекунов могли бы сохранить дееспособность в максимально возможной для определенного человека степени, что повысило бы качество его жизни и способствовало включению в социум.
Приобретение навыков решения вопросов своей жизнедеятельности является основой для развития способности таких лиц понимать значения своих действий и руководить ими. Убедительным примером являются люди с Синдромом Дауна и аутизмом, способности которых к максимально возможному самостоятельному управлению своими делами реализуются при законодательной поддержке во многих странах мира.
Предлагаемое введение ограниченной дееспособности для лиц с психическими (ментальными) нарушениями является важным шагом в понимании ценности каждого человека, уважения к правам личности, способствует максимальной интеграции этой категории людей, что также создает в перспективе предпосылки для снижения нагрузки на общество по их поддержке.
При этом возрастает роль института опеки и попечительства в той части, которая предлагается во второй группе поправок, расширяющих понятие опекунства и законодательно обязывающих опекуна не только обеспечивать первоначальные жизненные потребности, но учитывать мнение и предпочтения опекаемого лица, способствовать его обучению и воспитанию, развитию и восстановлению утраченных или недостаточно развитых способностей и возможностей. Результатом будет являться соответствие деятельности опекуна воле и предпочтениям подопечного, установленным и зафиксированным в определенном порядке, а при невозможности установления его мнения обязательным должно являться выяснение информации о существующих предпочтениях опекаемого.
Расширение функций, безусловно, будет способствовать как развитию личности и способностей подопечного, так и повышению ответственности опекуна.
В целом, положение людей с психическими (ментальными) нарушениями характеризуется тем, что возможность социального устройства в соответствии с волей и предпочтениями такого человека напрямую зависит от наличия опекуна – физического лица. В случае его отсутствия единственной альтернативой является стационарное учреждение и определенный интернатом образ и качество жизни.
Существующая практика такова, что администрация интернатов является в одном лице как исполнителем опекунских (попечительских) функций, так и исполнителем социальных услуг в отношении подопечного.
Фактическое объединение в одном лице заказчика и исполнителя услуг приводит к возникновению конфликта интересов при осуществлении опекунских функций и противоречит требованиям статьи 12 Конвенции ООН о правах инвалидов. В ряде европейских стран введен прямой запрет на подобное положение.
С учетом вышеизложенного, в третьей группе поправок предусматривается возможность распределения опекунских обязанностей между несколькими лицами как физическими, так и юридическими.
Также предлагается расширить модели опекунства и попечительства и круг лиц, которые могли бы быть опекунами или попечителями, включив в него негосударственные организации (профильные некоммерческие и благотворительные), осуществляющие деятельность в сфере поддержки лиц с ограниченными возможностями, в том числе психическими (ментальными) нарушениями. На практике первым практическим результатом введения этих поправок предполагается появление у недееспособных и несовершеннолетних лиц, проживающих в государственных интернатах «внешних» («частичных») опекунов, исполняющих опекунские функции наряду с администрацией интернатов и отвечающих, например, за отдых, социализацию, социальную реабилитацию и пр.
Такие дополнительные возможности в жизни человека, проживающего в стационарном учреждении, наряду с социальными услугами, оказываемыми интернатом, безусловно, повысят качество его жизни, привлекут для эффективного использования представителей волонтерского движения.
Очень важными эти поправки являются для людей с нарушениями развития, которые жили и воспитывались в семьях, особенно после ухода из жизни их родителей.
Для этой категории - обычно старше 18 лет - появляется возможность продолжать жизнь в своем доме, при социальном сопровождении на дому с участием органов опеки и попечительства, а также частичном опекунстве со стороны физических лиц, профильных некоммерческих и благотворительных организаций. Эти предложения дают возможность избежать обычной практики помещения такого человека в интернат, результатом чего является непосильный стресс и безрадостный исход.
Таким образом, предлагаемые поправки в ГК очень важны и востребованы для людей с психическими (ментальными) нарушениями и для их семей, отвечают принципам гуманности и понимания личностной ценности каждого человека.
Поправки поддержаны членами Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности – 37 организаций из 18 регионов РФ.
Председатель Координационного Совета – Б.Л.Альтшулер, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ, Председатель Правления РОО «Право Ребенка».
Члены Координационного Совета по делам детей-инвалидов других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни Общественной Палаты РФ
1. Региональная общественная организация содействия защите прав детей "Право ребенка", г.Москва
2. Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ», г.Владимир
3. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ", г.Санкт-Петербург
4. Региональная общественная организация инвалидов ПЕРСПЕКТИВА», г. Москва
5. Региональная общественная благотворительная организация «Центр лечебной педагогики», г. Москва
6. Ассоциация Даун Синдром (АДС - общество детей и взрослых с синдромом Дауна и их родителей), г.Москва
7. Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» (НРООПДиМ "Верас"), г. Нижний Новгород
8. «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», г.Псков
9. Псковская региональная общественная благотворительная организация «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и ТЫ» (ПРОБО ОРДИА «Я и ТЫ», г.Псков
10. Дзержинская районная общественная организация детей-инвалидов и инвалидов с детства (ДРООДИ), г. Новосибирск
11. ИГООИ (Иркутская Городская Общественная Организация Инвалидов) «Прибайкальский Исток», г.Иркутск
12. Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов "МАРИЯ" , г.Калининград
13. Ассоциация родителей детей-инвалидов Республики Дагестан «Жизнь без слез», г.Махачкала
14. Санкт-Петербургская Благотворительная общественная организация «Перспективы», г.Санкт-Петербург
15. «Кабардино-Балкарская общественная организация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии "Надежда", г.Нальчик
16. Псковская региональная общественная благотворительная организация «РОСТОК», Псковская область
17. Региональная общественная организация родителей детей с Синдромом Дауна «СоДействие», г. Уфа
18. Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро», г.Москва
19. НОУ "Диаконический Центр "Прикосновение", г.Оренбург
20. Благотворительный фонд поддержки детей инвалидов и молодых инвалидов "Равные среди равных", г.Москва
21. Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «Дорога в мир», г.Москва
22. Региональная общественная организация социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг», г.Москва
23. Центр реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир", г.Москва
24. Межрегиональная общественная организация "Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии», штаб-квартира в г.Пскове
25. Санкт-Петербургская региональная благотворительная общественная организация социальной поддержки и защиты детей-инвалидов и молодых людей-инвалидов «Подорожник», г.Санкт-Петербург
26. Карельская региональная общественная организация «Служба социальной реабилитации и поддержки «Возрождение», г.Петрозаводск, Карелия
27. Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Московская область
28. Журнал «Защити ребенка!»
29. Благотворительный фонд имени Преподобного Сергия Радонежского, Московская обл., г.Сергиев Посад
30. Хабаровская коалиция детско-молодёжных, инвалидных организаций «Мы вместе!» (16 организаций), г.Хабаровск
31. РОО Некоммерческий благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «ВИТА», Белгородская область
32. Региональная общественная организация содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко», г. Москва
33. Фонд социальной помощи детям и семьям «Кинстоун», г.Москва
34. "Общероссийский союз общественных организаций инвалидов (ОСООИ)", г.Санкт-Петербург
35. Междуреченская городская общественная организация родителей детей-инвалидов (МГО ОРДИ), Кемеровская область, г.Междуреченск
36. Межрегиональная Общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы», Московская обл.
37. Благотворительный Фонд Социальная деревня «Светлая», г.Пермь
Текст поправок и пояснительная записка здесь http://invasovet.myqip.ru/?1-30-0-00000004-000-15-0#022 24 апреля состоялись слушания в ОП РФ по вопросам внесения поправок в ГК
Выдержки из Стенограммы здесь
http://invasovet.myqip.ru/?1-30-0-00000004-000-15-0